Давно интересуюсь христианской каббалой и
решил найти соответствия
тридцати двух путей хокма и православных
образов - икон. Я понимаю, что полностью
охватить эту проблему невозможно, но хотя бы частично это можно сделать. Пути с
11 по 32 соответствую 22 старшим Арканам, их можно назвать "Евангельское Таро"
1. Путь первый. Кетер. Венец. Перводвигатель.
Времени здесь нет, как и пространства. Вместо времени присутствует Вечность -
время лишь ее искаженное отражение.
Изначальная точка отсчета. С сего пути начинаются первые десять цифровых путей
- попросту цифры, сефирот на иврите.
Первому пути
соответствует образ Бога Отца.
2. Путь второй. Хокма.
Мудрость. первый путь - точка, движется по Лику Вечности и образует линию.
Второму пути соответствует образ Бога Сына, в
данном случае икона Христа Пантократора подходит лучше всего.
3. Путь третий. Бина.
Линия движется и образует двумерную фигуру - треугольник, что является символом
Святой Троицы.
Третьему пути соответствует образ Бога Духа Святого.
4. Путь четвертый.
Гедула. Слава Господня. Фигура движется и образует трех мерное тело. Четвертый
путь это Бог "Царь Царей и Господь Господствующих".
Как нельзя лучше
отображает в себе символизм этого пути икона, где Христос изображен как царь на
престоле.
5. Путь пятый. Гебура.
Тело движется и образует время. Но в этом времени ни только настоящее,
прошедшее и будущее представляет собой единое целое, но время сплавлено с
пространством, материи же еще нет. Время - неумолимо, и перемалывает все. И пятый
путь представляет собой строгость и гнев Господа.
Как нельзя лучше отображает
этот путь икона Спас Ярое Око.
6. Путь шестой. Тифарет.
гармония и Красота. Дитя Бога. солнце. Время и пространство движутся и
разделяются.
Этот путь выражает образ Спас Эммануил - юный отрок Иисус.
7. Путь седьмой. Нецах.
Победа. Время движется и образует прошлое. Пламень Господа. Огненный меч в руке
держит архангел Михаил.
Михаил главный из семи архангелов, посему сей путь
выражает образ семи архангелов с Михаилом во главе.
8. Путь восьмой. Ход.
Блеск. Прошлое движется, образуя настоящее. Здесь как нельзя более подходят
слова Господа произнесенные Моисею из Неопалимой Купины: "Аз есмь
Сущий". Слова эти в настоящем времени "Тот кто Есть".
Посему восьмой путь выражает икона
"Неопалимая Купина", которую символизирует восьми конечная звезда.
9. Путь девятый.
Настоящее движется и образует будущее. "Се грядет с облаками"...
Откр. 1:7 образ апокалипсического Христа из Откровения, как символ будущего.
Также, девятый путь означает "основа" посему, его символизировать
может любой образ Христа, ибо Христос - камень краеугольный, отвергнутый
строителями, но ставший во главу угла.
Камень сей - основа Царствия Небеснаго.
10. Десятый путь
завершает числовые пути. Изначальная точка заканчивает движение и проявляется в
царстве физической материи. Появляется вещество, и начинает двигаться по реке
Времени. Прошлое и будущее соединяются в настоящем образуя жизнь. Брильянт Мира
создан, дух облекся в материю.
И символ материи - икона "Спорительница
хлебов" отображающая божественное плодородие.
11. Одиннадцатый путь
начинает буквенные пути. Тело алмаза из десяти чисел готово, теперь появляются
грани-буквы, алмаз превращается в брильянт. Одиннадцатый путь говорит о новом
начале, старое закончилось в десятом пути. Новый Завет также есть новое начало,
обновление старого. Посему символы остальных путей будут взяты из Нового
Завета. Новый Завет, Евангелие, начинается с Благовещения Девы Марии.
Символ одиннадцатого
пути - икона Благовещения.
12. Путь двенадцатый.
Следующее важное
новозаветное событие - Благовещение Захарии. Захария служил в храме когда к
нему пришел Гавриил. Храм это дом Божий, и буква этого пути - бет, название ее
переводится как "дом".
Символ двенадцатого пути - икона Благовещания
Захарии.
13. Путь тринадцатый.
Ведет от Тифарет к Кетер. Кетер - сфера Бога Отца, от мира ее скрывает пелена
невежества, покров Тайны. Пройти этот путь значит познать Бога, и увидеть его
Лицом к Лицу, но даже Моисей Бога в Лицо не видел. Ибо "не возможно видеть
Бога и остаться живым". Мистерия Тайны как нельзя лучше отображена в Новом
Завете образом Девы Марии. Девственная плева - пелена майи - как нельзя познать
Деву Марию, так нельзя увидеть и Бога. И как Моисей увидел Бога со спины и
после этого получил Закон оставшись жив, так и Дева Мария зачла от Духа и
родила Христа оставшись Девой.
Посему путь сей может символизировать образ
Богородицы "Непроходимая дверь".
14. Путь четырнадцатый.
Ведет от Хокма к Бина. Ему соответствует четвертая буква - далет, и традиционно
он ассоциируется с любовью. Любовь - взаимное притяжение - соединяет
положительное Хокма и отрицательное Бина. Причем соединяет так, что плюс и
минус соединяясь не уничтожают друг друга, а дают некий продукт, получившийся в
результате их соединения. В иконографии такой момент как нельзя лучше отображен
в образе Богородицы. Как известно из Пятикнижия, "Бога нельзя человеку
видеть и бысть живу" - при встрече двух противоположностей - духа
(божественное) и материи (человеческое) то человеческое, как наиболее слабое,
погибает. Однако, в факте непорочного зачатия, две противоположности
синтезируются в младенце Иисусе, которым беременна Мария. Отец (1), Сын (2), Дух (3) + Дева Мария (4) -
четвертая буква символ сего пути. В Иисусе Христе синтезируются Божественное и
Человеческое, вот почему люди смогли
Его, Бога видеть и быть живыми. Ветхозаветный Бог не имел образа, и заповедал людям,
чтоб его образ не создавали для поклонения, однако, Бога в образе Христа Иисуса
все могли видеть, Бог впервые взял себе образ смертного и с тех пор и стали
изображать образ Бога на иконах. В иконопочитании опять идет символика
соединения Духовного (Божественного), и Материального (Человеческого), -
почитается не материальное тело иконы (это было бы банальным идолопоклонством),
а тот, кто изображен на иконе, т. е. Бог, Духовное. Многим, даже в уме, сложно сочетать
духовное и материальное, поэтому и обвиняют христиан в идолопоклонстве.
15. Путь
пятнадцатый. Икона Рождества Христова со звездой озаряющей все. Буква
соответствующая Пути - хе и символизирует чрево, рождающее лоно.
16. Путь шестнадцатый.
Ему соответствует образ отрока Иисуса поучающего в Храме учителей Израильских.
Иисус есть истинный жрец и Первосвященник
Бога, в нем одном соединились сразу и Бог и Жертва и Священнослужитель...
17. Путь семнадцатый.
Символизируется братьями. Соответствует евангельский образ Богоявления. На
образе две центральные фигуры - Иоанн Креститель и Иисус. Про Христа Иоанн
сказал: "Мне надлежит умаляться, а Ему пребывать". Рождество Иоанна привязано
к дню летнего солнцестояния, после которого солнечный день убывает, а рождество
Иисуса к солнцестоянию зимнему, после которого солнечный день пребывает. Иоанн
крестит водой, Христос духом. Посему Христос и Иоанн как бы как два солнечных
брата - один дает свет материальный, другой духовный. В сем пути опять показана
тайна единения духовного и материального.
18. Путь восемнадцатый.
искушение Христа. Символ сего пути - Победитель, одолевший силы добра и зла и
подчинивший их себе. Христос в пустыне постился сорок дней, и одолел силы добра
(отказываясь от пищи и от всех мирских радостей) - в материальном их аспекте.
Затем к Нему явился дьявол и искушал Его, Христос отверг и его соблазны, одолев
силы зла.
19. Нагорная проповедь.
Христос произносит заповеди блаженства. Девятая буква соответствует этому пути,
и девять заповедей блаженства его выражают. Традиционное значение пути
"Сила" и подразумевает силу разума и воли которая контролирует
животное начало. Если бы мы брали символы из Ветхого Завета можно было бы взять
Моисея и Декалог - как средство обуздания "греховного", животного
начала. Здесь уместен и другой образ - Самсон убивающий льва. Но мы берем
символ из Нового Завета, который на порядок выше Ветхого. Здесь даются
позитивные заповеди, которые предписывают что нужно делать, в отличии от
ветхозаветных, негативных, которые указывают что делать нельзя. Сила заповедей
нагорной проповеди в том, что она заставляет человеческое начало повиноваться
божественному, и эта сила - Любовь.
20. Двадцатый путь. Свет Господень.
Архангел Уриил, а также Христос из первых пяти стихов евангелия от Иоанна.
Фраза Христа "Аз
есмь Свет миру" как нельзя более подходит для этого пути.
21. Двадцать первый путь.
Он ассоциируется с колесами Иезекиила, и с силами, что заставляют вращаться
колеса. В Новом Завете этому месту будет соответствовать сюжет Преображения.
Христос, как временно, перед распятием находящийся на высоте, человеческое в
Нем преображается в Божественное. С одной стороны от него расположен Моисей,
который проявил на земле волю Бога и запечатлел ее в виде скрижалей Декалога. С
другой стороны Илия, что вознесся на небеса в огненной колеснице. Это две силы
разно направленные - одна в верх, другая в низ. В низу изображены спящие
апостолы - символ слепой материи и житейского моря.
22. Двадцать второй путь.
Ассоциируется с правосудием и равновесием.
После Преображения следует арест Иисуса и суд
Пилата.
23. Двадцать третий путь.
Ассоциируется с водой и жертвой. После суда Христа распинают, кровь и вода изошедшая из Его ран омыли
человечество от грехов.
24. Двадцать четвертый
путь. Ассоциируется со смертью. После распятия Христос умирает, и его тело
полагается во гроб.
25. Двадцать пятый путь.
Ассоциируется с трансформацией, с переходом из одного состояния в другое.
После смерти Христос спускается во ад и
освобождает души заключенные там. Они переходят из состояния погибели
(нахождение в аду) в состояние спасения (водворяются в рай).
26. Ассоциируется с
материальным началом, традиционно символизируемым дьяволом, которого Христос встречает в аду. Двадцать шестой путь.
27. Двадцать седьмой
путь. Ассоциируется с разрушением. После смерти и сошествия во ад, Христос
воскресает. Сим самые основы мироздания колеблются - ибо не было еще чтоб кто
либо восстал из мертвых по собственной Воле Христос уничтожает смерть своим воскресением, "Смертию смерть поправ"...
28. Двадцать восьмой
путь. Жены мироносицы. Ангел, сидящий на крышке гроба, и семь женщин вокруг.
Символизирует материальное начало. Гроб это не вместилище смерти, а колба, реторта, где было переработано и
преобразовано тело смертное в тело воскресения... Также напрашивается аналогия
с маткой - выйти оттуда, родиться для жизни небесной, способен лишь рожденный
от духа, победивший материю и все плотское.
29. Двадцать девятый
путь. Явление апостолам. Апостол Фома. Путь символизирует тайну, знание,
сущность которые были открыты. Христос открывает тайну Воскресения апостолам. И
кровь изливается на землю с Его ран...
30. Тридцатый путь.
Вознесение. Солнце духа возносится в свою обитель, чтоб от туда нам вечно
светить.
31. Тридцать первый путь.
Пятидесятница. Святой Дух нисходит на апостолов, сим крестятся Огнем и Духом,
рождаясь для новой жизни...
32. Тридцать второй путь.
Учение христово записывается евангелистами, и распространяется в мире.
София-Премудрость в окружении евангелистов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий